На первичном рынке жилища больших городов РФ спустя 30 лет {вновь} сложилась положение, обстановка, когда на средства от проданного премиального автомашины можно купить квартиру
Из-за значимого подорожания автомашин многие модели сейчас идут в 1-й ценовой категории с жильем в больших русских городках. И нельзя исключать, что в не далеком будущем рынок жилища {вновь} столкнется с практикой из 1990-х годов, считают специалисты, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимости».
«РБК-Недвижимость» вместе с Autonews.ru узнала, сколько в среднем на данный момент стоят квартиры в новостройках (по данным «Домклик») в городках РФ и какие автомашины можно приобрести за те же финансы в российских шоурумах (по данным дилеров автофирм). Специалисты также напомнили, что в 1990-е годы, продав машину, можно было на эти финансы приобрести для себя квартиру.
Цена квартиры по сопоставлению с автомобилем
По данным аналитиков «Домклик», в конце февраля 2024 года средняя цена квартиры в новостройке комфорт-класса в Новокузнецке составляла 12,2 миллиона руб., который по данному параметру возглавил рейтинг больших русских городов. Квартира в Новокузнецке маленько дороже нового автомашины Porsche Macan, который стоит 11,8 миллиона руб.
Porsche Macan
За Porsche Macan можно купить квартиру комфорт-класса в Севастополе, за какую нужно дать 11,7 миллиона руб., либо квартиру в Столице, средняя цена которой зафиксирована на отметке 11,4 миллиона руб.
В Казани, которая занимает 4-ое место в рейтинге городов по средней цены квартир комфорт-класса на первичном рынке, лот обойдется в 9,5 миллиона руб. Это уступает цены автомашины Voyah Passion EV, стоимость которого составляет 9,8 миллиона руб. За данный же авто можно купить квартиру в Томске, которая стоит в среднем 9,2 миллиона руб., и Нижнем Новгороде (9,1 миллиона руб.). За Voyah Free ценой 7,9 миллиона руб. можно приобрести квартиру в Краснодаре и Красноярске, где ее средняя цена в феврале 2024 года зафиксирована на отметке 7,8 миллиона руб.
Avatar 11
За 7,5 миллиона руб., которые нужно заплатить за новый Avatаr 11, можно купить квартиру в Иркутске, Омске и Санкт-Петербурге, уточняют в «Домклик».
Авто Мазда CX9 ценой 7 миллиона руб. можно поменять на квартиру в Екатеринбурге (7 миллиона руб.), а авто Aito M7 стоит 6,6 миллиона руб. — ровно столько же, как и квартиры в таких городках, как Кемерово и Новосибирск. За авто Exceed RX за 4,5 миллиона руб. можно стать собственником квартиры в самом дешевеньком из больших городов — Оренбурге, где за лот в среднем придется дать 3,7 миллиона руб., утверждается в исследовании.
Как изменялись цены на недвижимость и автомашины
Цены на новостройки начали резко расти после введения льготной ипотеки в 2020 году. Если на конец 2019 года цена 1 кв. м в новостройках РФ, по данным Росстата, составляла 71,5 тыс. руб., то уже по итогам 2023 года стоимость «квадрата» выросла практически в два раза — до 140,3 тыс. руб.
Цена автомашин также всегда вырастает. По итогам 2023 года средняя стоимость новых легковых автомашин в РФ, по данным «Автостата», составила 2,96 миллиона руб. Это на 24% больше, чем в 2022 году. При всем этом за период с 2019 по 2023 год она выросла приблизительно в два раза (4-е года вспять — 1,57 миллиона руб.).
Читайте также: «Китаец» по стоимости квартиры. Сравниваем цены на авто и недвижимость
Рынок жилища в 1990-е
До 1990-х в стране не было рынка жилища и понятия принадлежности. Все поменялось в 1990 году, когда был принят закон «О принадлежности в СССР», а уже в 1992-м в силу вступил Федеральный закон о приватизации жилищного фонда. Жилище можно было приватизировать и дальше управлять им по собственному усмотрению — завещать, даровать, продавать. Так в РФ начали создаваться институт принадлежности и рынок недвижимости.
В 1990–1992 годах пользующимся популярностью объявлением в газете «Вечерняя Столица РФ» было: «Меняю комнату на авто». К обмену предлагалось полностью обычное жилище, а под автомобилем предполагались «Жигули», вспоминает босс направления «Вторичный рынок» компании «Инком-Недвижимость» Сергей Шлома. Из слов профессионала, рынок недвижимости в нашей стране в то время только начал создаваться, шел процесс бесплатной приватизации жилища. В продаже стали появляться квартиры от собственников, но недвижимость была чрезвычайно недооценена, добавляет Шлома.
В 1990-е годы иномарки на улицах Столицы стали частым явлением
Личный опыт
Роман Дьяконов, предприниматель:
— в 1990-е годы я занимался авто делом, перегонял в Россию из Германии автомашины. Ауди, BMW и Мерседес в неплохом состоянии стоили на рынке не наименее $20 тыс., брали их в главном безбедные люди, у каких уже было собственное жилище. Но в один прекрасный момент мне предложили купить квартиру на 1-й из окраин юга Столицы. Ее стоимость была очень заманчивой — $18 тыс. Таких свободных средств у меня не было, но мне посодействовал мой тогдашний дело. Я перегнал из Германии авто Мерседес в превосходном состоянии и в очень неплохой комплектации. Заполучил я его за $8 тыс., а продал за $25 тыс. покупателю, который желал точно такую комплектацию автомашины. Так, на перепродаже машины я заработал $17 тыс. и, добавив к этой сумме $1 тыс., смог купить ту квартиру. Но это был единственный случай в моей практике, больше квартир после реализации автомашины я не брал.
Читайте также истории тех, кто променял авто на квартиру
Новый Фольксваген в неплохой комплектации в 1990-е годы стоил не наименее $15 тыс. За такие финансы можно было купить однокомнатную квартиру в спальном районе Столицы
Квартиру за машину в 1990-х
Продукция автопрома в сознании бывшего русского человека была множество раз переоценена, считает Сергей Шлома. В то же время ценность недвижимости многие в 1990-е годы недооценивали. Точно потому могли появиться такие сделки, когда человек продавал квартиру и приобретал авто, добавляет специалист.
К примеру, в 1994 году BMW 3 стоила около $24 тыс., что соответствовало цены квартиры в районах Марьино и Бирюлево, вспоминает босс «Индикаторов рынка недвижимости» Олег Репченко. Из его слов, сделки обмена квартиры на авто и напротив бывали, но все же иногда. «Если ассоциировать жилище с машинами, то стоит ориентироваться на сопоставимые сегменты рынка. И тогда машины экономкласса, и люксовые бренды будут стоить намного дешевле квартир соответственного класса», — объясняет специалист.
Во 2-ой половине 1990-х средняя цена квартиры в спальном районе составляла приблизительно $15–20 тыс. А в конце 1990-х годов, когда страна маленько отошла от последствий дефолта, цена таковой квартиры составляла $25–30 тыс., что по тогдашнему курсу было 700–800 тыс. руб., вспоминает Марина Зайцева.
«Это цена не премиальной, но полностью неплохой иномарки. В моей практике точно обмена квартиры на машину либо напротив не встречалось, но некие коллеги имели дело с такими сделками. А в свете резкого подорожания добротных зарубежных автомашин нельзя исключать, что в не далеком будущем рынок жилища {вновь} столкнется с практикой из 1990-х годов», — считает специалист.
Цены в баксах
Одна из отличительных особенностей рынка жилища 1990-х годов — цены были исключительно в баксах. Статистических данных по ценам тогда не было, часто они назначались легко «из головы». Это приводило к тому, что приблизительно идентичные квартиры, которые находились в одном районе либо даже на 1-й улице, продавались за абсолютно различные суммы, сообщает риелтор Марина Зайцева, начавшая трудиться на рынке жилища в 1993 году. По ее словам, стоимость 1 кв. м начиналась от $200, если речь шла о спальных районах. В центре жилище стоило приблизительно в 3-и раза дороже.
Но все равно по сопоставлению с сегодняшними ценами те суммы были смехотворными, сообщает Зайцева. К примеру, двухкомнатную квартиру в обыкновенном доме на Кутузовском проспекте можно было купить приблизительно за $45 тыс.
Уже в 2002–2003 годах цены на жилище выросли приблизительно в полтора раза. А за все годы средняя цена квартиры, к примеру в Столице, возросла, если считать в баксах, до $190 тыс., добавляет специалист.
Читайте также: