Обобщили в этом материале последние позиции Конституционного Суда РФ из его определений по жалобам, где заявители просили оценить конституционность норм про оплату отопления. По всем жалобам трибунал отказал в принятии к рассмотрению.
Оплата отопления, когда не все помещения оборудованы счетчиками (определение № 1405‑О)
Собственник оспаривал нормы из Правил предоставления коммунальных услуг №354 об оплате отопления в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым устройством учета термический энергии и в котором но бы 1-но, но не все помещения оборудованы персональными счетчиками.
У заявителя в принадлежности находилось нежилое помещение, которое обустроено отдельным узлом коммерческого учета термический энергии. Также в доме есть отдельный устройство учета, который учитывает расход термический энергии, поступающей в остальную часть дома.
Заявителю не понравилось, что оплата за отопление с 2018 года сильно повысилась – за счет «общедомовой» составляющей платы, которая больше, чем «личное потребление» в нежилом помещении.
Суды при взыскании платы признали таковой расчет верным; узел учета термический энергии приравняли и к персональному устройству учета, и в то же время расценили его как составляющую оборудования и средств измерения, входящих в состав общедомового счетчика.
По воззрению заявителя, нормы понуждают собственника оплачивать де-факто не потребленную им термическую энергию, а также делают нецелесообразной компанию такового узла учета термический энергии для нежилых помещений в МКД.
Позиция Конституционного Суда РФ:
{само по себе} возложение обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, на собственников всех помещений, которые размещены в доме, исходя из приходящейся на данное помещение толики, от исчисленного расчетным методом общего объема термический энергии, потребленной за определенный период на содержание общедомового имущества, согласуется как с конституционным принципом равенства, так и с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности людей.
Но Конституционный Трибунал также отметил:
– дома, в которых из-за вертикальной поквартирной разводки внутренний системы отопления отсутствует техно возможность установки в большинстве отдельных помещений личного счетчика термический энергии, составляют очень значительную часть жилищного фонда;
– при определенных обстоятельствах (к примеру, если в таком доме размещено всего 1-но помещение, снаряженное личным устройством учета термический энергии, или такие помещения составляют меньшинство по отношению ко всем иным отдельным помещениям в доме) функционирующий порядок определения объема термический энергии, приходящегося на расположенное в этом доме помещение, не оборудованное устройством учета, может приводить к занижению обозначенного показателя по сопоставлению с объемом энергии, де-факто потребляемой для отопления конкретно такового помещения, и тем – к безосновательному повышению исчисленного расчетным методом объема термический энергии, потребленной за определенный период на отопление общедомового имущества.
«С учетом этого Руководство РФ не лишено способности на базе кропотливого экономического анализа, предполагающего проведение соответственных расчетов, установить особенный, великолепный от закрепленного оспариваемыми нормативными положениями, порядок исчисления размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и юзеров расположенных в таких домах помещений, предполагающий учет обусловленной особенностями имеющихся внутренних инженерных сетей и оборудования (в том числе средств измерений) в этих домах специфичности определения объема термический энергии, используемой на общедомовые нужды».
Эту же позицию Конституционный Трибунал РФ повторил в определении от 28.09.2023 № 2454‑О.
Схожая положение, обстановка – оплата отопления при наличии счетчика (определение от 28 февраля 2023 г. № 381‑О)
Собственник 1-го из 2-ух снаряженных личным устройством учета термический энергии жилых помещений в МКД, оборудованном общедомовым устройством учета термический энергии, с которой судами взыскана задолженность за термическую энергию и пени в пользу теплоснабжающей организации, оспаривал конституционность формул из Правил предоставления коммунальных услуг № 354.
По воззрению заявителя, формулы противоречат Конституции РФ, так как не позволяют оплачивать термическую энергию только по данным личного устройства учета термический энергии и исключительно в отопительный период, ставят права одних собственников помещений в МКД в зависимость от нерадивого поведения других собственников и поставщиков тепла, лишают людей способности лично определять метод справедливого рассредотачивания расходов по оплате термический энергии.
Позиция Конституционного Суда РФ:
- Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ устанавливает принцип определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за их – учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний устройств учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного метода определения количества энергетических ресурсов, а также внедрением нормативов употребления коммунальных услуг (постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2018 года № 30П и от 20 декабря 2018 года № 46П).
- В отношении МКД, в которых, обычно, термическая энергия расходуется одномоментно на подогрев как отдельных, так и относящихся к общему имуществу помещений в доме, этот принцип поочередно реализуется в особых нормах жилищного законодательства, в том числе в отступе четвертом пт 42.1 Правил. Этот пункт закрепляет, что в МКД, который оборудован общедомовым устройством учета термический энергии и в котором но бы 1-но, но не все жилые либо нежилые помещения оборудованы персональными устройствами учета термический энергии, размер платы за отопление определяется на основании показаний личного и общедомового устройств учета термический энергии по формулам 3.1 и 3.4 приложения № 2 к Правилам.
- Обозначенные формулы, кроме особенностей употребления термический энергии в МКД, учитывают 2-ва потенциальных метода оплаты отопления – в течение отопительного периода или умеренно в течение календарного года – полномочием по выбору 1-го из которых действующее жилищное законодательство наделяет орган гос власти субъекта РФ (отступ 1-ый пт 42.1 и пункт 42.2 Правил). При выборе метода оплаты нареченной услуги в течение отопительного периода объем термический энергии в размере, определенном на основании показаний устройств учета термический энергии, употребляется при расчете размера платы за отопление за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания счетчиков; при выборе же метода оплаты умеренно в течение календарного года показания устройств учета термический энергии употребляются при проведении корректировки за прошедший год (отступ 13-й пт 42.1 Правил).
- Приведенное правовое регулирование не подразумевает принятия органами гос власти субъекта РФ случайных решений и двойного взимания платы за потребленную термическую энергию, обеспечивает честный баланс легитимных интересов исполнителей и потребителей коммунальной услуги по отоплению в МКД и не вступает в противоречие с требованиями Конституции РФ.
Также, оспариваемые формулы не могут оцениваться как нарушающие в обозначенном в жалобе нюансе конституционные права заявителя, в деле которого суды отметили, что при установлении в регионе ее проживания метода оплаты за отопление – умеренно в течение календарного года – проситель создавал оплату не в полном объеме, без учета начислений за израсходованную на общедомовые нужды термическую энергию и корректировки по итогам года.
Оплата отопления в доме с вертикальной разводкой и распределителями в неких помещениях (определение от 26.10.2021 № 2288‑О)
Человек оспаривал конституционность последующих положений приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг № 354:
– пт 31 – об определении размера платы за отопление помещения в многоквартирном доме, оборудованном ОДПУ термический энергии, на основании показаний личного счетчика термический энергии, при условии, что это помещение оборудовано личным счетчиком, но не все жилые либо нежилые помещения такового дома оборудованы нареченными устройствами;
– пт 37 – об определении объема потребленной термический энергии, приходящегося на не оборудованное личным устройством учета отдельное помещение в многоквартирном доме, который оборудован ОДПУ термический энергии и в котором но бы 1-но, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы персональными счетчиками тепла.
Причина: человек проживает в доме с ОДПУ термический энергии, с вертикальной разводкой внутренних инженерных систем отопления. В квартире установлены несколько электрических устройств для вычисления и рассредотачивания термический энергии. Суды общей юрисдикции отказали в ублажении его требований о перерасчете платы за отопление, так как использование формул, установленных пт 31 и 37 приложения № 2 к Правилам, обеспечивает корректный итог расчета платы за отопление.
По воззрению заявителя, пункты лишают собственников, установивших личные приборы учета термический энергии, права на понижение платы за отопление, так как их использование приводит к ситуации, при которой обозначенные собственники отчасти оплачивают расходы на отопление собственников помещений, не установивших такие приборы учета.
Позиция Конституционного Суда РФ:
- Приказом Минстроя РФ от 28 августа 2020 года № 485/пр утверждены аспекты наличия (отсутствия) технической способности установки личного, общедомового устройств учета…».
- Согласно этому приказу, техно возможность установки в помещении многоквартирного дома личного счетчика тепла отсутствует, если по проектным чертам дом имеет вертикальную разводку внутренних инженерных систем отопления.
- Устройство, позволяющее найти долю объема употребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое либо нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме употребления отопления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены такие устройства, является распределителем.
- Если многоквартирный дом оборудован ОДПУ тепла и при всем этом жилые и нежилые помещения в доме, общая площадь которых составляет больше 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД, оборудованы распределителями, размер платы за отопление определяется в согласовании с положениями отступов третьего и 4-ого пт 421 Правил, отсылающих, в частности, к оспариваемому заявителем пт 31 приложения № 2 к Правилам.
- Также, в многоквартирном доме, оборудованном ОДПУ тепла, при установке распределителей только в одном либо неких отдельных жилых и нежилых помещениях, общая площадь которых меньше 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме, размер платы определяется по формулам 3 и 34 приложения № 2 к Правилам на основании показаний ОДПУ термический энергии.
Из этих норм трибунал пришел к выводу, что сами по для себя пункты 31 и 37 приложения № 2 к Правилам, предусматривающие порядок расчета платы за отопление в доме с ОДПУ, если но бы 1-но, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы счетчиками термический энергии, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя «в обозначенном в жалобе нюансе».
Расчёт платы за отопление при отсутствии централизованных систем теплоснабжения (определение от 30.09.2021 № 2119‑О/2021)
4-е гражданина обратились в Конституционный Трибунал РФ из-за положений Правил предоставления коммунальных услуг № 354:
– отступа третьего пт 40, согласно которому человек коммунальной услуги по отоплению и (либо) жаркому водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (либо) жаркого водоснабжения, заносит плату, рассчитанную в согласовании с пт 54 этих Правил;
– отступа 4-ого пт 54 (в редакции, действовавшей до 10 августа 2021 года), устанавливающего, что при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется меж всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме соразмерно размеру общей площади принадлежащего (находящегося в использовании) каждому потребителю жилого либо нежилого помещения в многоквартирном доме в согласовании с формулой 18 приложения № 2 к этим Правилам.
Заявители живут в многоквартирном доме, отапливаемом с помощью 2-ух крышных котельных; дом оборудован общедомовыми устройствами учета термический энергии; в отдельных помещениях в нем, в том числе в помещениях заявителей, установлены личные приборы термический энергии, показания которых не принимались к расчету управляющей компанией при определении размера платы за отопление.
От этого заявители поначалу обратились в обыкновенный трибунал с запросом о перерасчете платы за отопление с учетом показаний личных устройств учета термический энергии. Им было отказано со ссылкой на оспариваемые нормы: суды исходили из отсутствия в МКД централизованной системы теплоснабжения и пришли к выводу о невозможности расчета платы за отопление с учетом показаний личных устройств учета термический энергии в таких домах, так как нет соответственных формул.
Трибунал отметил:
- действующее нормативное регулирование связывает особенности (методику) определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению сначала всего с наличием или отсутствием в МКД централизованной системы теплоснабжения;
- при отсутствии централизованной системы теплоснабжения в согласовании с отступом первым пт 54 Правил термическая энергия для отопления делается с внедрением оборудования, входящего в состав общедомового имущества;
- при производстве в МКД термический энергии средством размещенных в доме котельных для оказания отопления жилищное законодательство предписывает опираться нормами Правил предоставления коммунальных услуг, а точно пт 54 этих Правил;
- регистрация прав третьих лиц на размещенное в МКД и обслуживающее больше 1-го помещения в нем инженерное оборудование (на помещения, в которых такое оборудование находится), как не предопределяющая метод поступления в многоквартирный дом термический энергии, равно как и не исключающая способности защиты прав собственников на принадлежащее им в силу закона общее имущество в судебном порядке, не оказывает воздействия на методику определения платы за коммунальную услугу по отоплению.
Дальше он указал, что Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2021 года № 1295 в Правила предоставления коммунальных услуг № 354 уже внесены конфигурации. Они действуют с 10 августа 2021 года:
«что касается многоквартирных домов, отапливаемых термический энергией, произведенной с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, то таковой порядок сегодня предусмотрен отступом девятым пт 54 обозначенных Правил».
Конституционный Трибунал РФ объяснил:
«Внося, в частности, в отступы 4-й и 9-й пт 54 Правил предоставления коммунальных услуг конфигурации, обеспечивающие при определении размера платы за отопление в МКД без централизованного теплоснабжения возможность учета вместе с показаниями ОДПУ показаний личных счетчиков, которыми обустроены не все помещения дома, Руководство РФ управлялось выраженными Конституционным Трибуналом РФ в постановлениях от 10 июля 2018 года № 30П и от 31 мая 2021 года № 24П правовыми позициями и решением Верховного Суда РФ от 19 мая 2021 года № АКПИ21 – 247.
При всем этом учитывалась надобность сотворения равных критерий для реализации прав и легитимных интересов потребителей коммунальной услуги по отоплению как в МКД, присоединенных к теплосетям, так и в МКД без централизованного теплоснабжения».
Внесенные конфигурации не мешают учету показаний личных счетчиков при определении размера платы за отопление в МКД, в котором имеется ОДПУ термический энергии, большая часть отдельных помещений обустроено ИПУ термический энергии и отсутствует централизованное теплоснабжение.
Подругому, поставленный заявителями вопрос уже получил разрешение в жилищном законодательстве.
В отношении начального дела о перерасчете размера платы Конституционный Трибунал РФ решил, что его нереально пересмотреть, потому что это повлечет перерасчет платы и в отношении других собственников, ни на что не жалующихся.
Оплата отопления в домах (определение № 1032‑О от 28.04.2022)
Проситель оспаривал нормы, которые касаются расчета платы за отопление в доме. В доме заявителя нет счетчика на тепло, потому теплоснабжающая организация взыскала с потребителя задолженность с учетом норматива употребления.
По воззрению заявителя, текущие нормы позволяют брать плату исходя из общей площади дома (включающей неотапливаемые помещения гаража и подвала), а также исчисленной на основании нормативов, установленных и рассчитанных для другой категории жилых помещений.
Позиция Конституционного Суда РФ:
Правила установления и определения нормативов употребления коммунальных услуг № 306 предписывают рассчитывать стандарт употребления отопления в домах исходя из общей площади относящихся к 1-й группе жилых домов и суммарного за отопительный период расхода термический энергии на их отопление (т.е. как расход термический энергии, приходящийся на 1 кв. м общей площади дома, включая неотапливаемые помещения).
Нормы не подразумевают случайного определения размера платы за тепло и обеспечивают честный баланс интересов поставщиков термический энергии и хозяев жилых домов, присоединенных к централизованной системе теплоснабжения.
Нормы не мешают собственнику поставить счетчик для больше четкого определения фактического расхода термический энергии.
Оплата общедомовой составляющей части отопления (определение от 30.11.2023 № 3127‑О)
Проситель оспаривал конституционность части 1 статьи 39 «Содержание общего имущества в многоквартирном доме», части 1 статьи 157 «Размер платы за коммунальные услуги» Жилищного кодекса РФ и и отступа 4-ого пт 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).
Ранее с него взыскали задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению.
По воззрению заявителя, оспариваемые нормы обязывают собственников и юзеров жилых помещений в присоединенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным (общедомовым) устройством учета термический энергии многоквартирном доме, в котором но бы 1-но, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы персональными устройствами учета термический энергии, заносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части употребления термический энергии на общедомовые нужды.
Позиция Конституционного Суда РФ
Использование многоквартирного дома подразумевает расходование поступающих в него энергетических ресурсов, по общепринятому правилу, не только лишь на ублажение личных нужд собственников и юзеров отдельных жилых и нежилых помещений, да и на общедомовые нужды, другими словами на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответственном стандартно установленным требованиям.
Тут потребление термический энергии ориентировано на предотвращение разрушения составных частей многоквартирного дома из-за вымерзания либо отсыревания. Исполнение нормативных требований к температурному режиму в помещениях такового дома достигается, обычно, за счет их присоединения к внутренний системе отопления, которая врубается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, в базу регулирования отношений по предоставлению собственникам и юзерам помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за термическую энергию, де-факто потребляемую для подогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего использования.