Подобрали 2-ва варианта, когда собственники судились с ФКР по поводу проведения серьезного ремонта фасада МКД. Один истец добивался выполнения работ, которые региональной программкой были запланированы аж на 2019 г., другой — дополнительной термоизоляции внешних стенок.
Суды обязали ФКР провести капремонт фасада с утеплением в срок до 01.10.2024
Обитатель Республики Коми решил через трибунал достигнуть от ФКР утепления фасада МКД. Ссылался на то, что дом включен в региональную программку капремонта, которой ремонт внешних стенок предусмотрен в 2019 г. Но работы до сего времени не проведены, в короткосрочных программках на 2018 — 2020 гг., 2021 — 2023 гг. ремонт фасада строения не бытует.
Необходимость неотложного капремонта фасада подтверждается заключением спеца, согласно которому ограждающие конструкции находятся в предаварийном состоянии, наблюдается неконтролируемое разрушение кирпичной кладки и цементирующих частей стенок. Срок эксплуатации кирпичных стенок без капремонта превышен на 9 лет и больше.
УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» также не опровергало, что капремонт фасада нужен, и обещало сделать предложение МКД для включения в короткосрочную программку на 2024 — 2026 гг. Прежде это не сделали из-за дефицитности средств.
Трибунал первой инстанции в иске отказал.
ФКР обеспечивает проведение капремонта только тех МКД, которые включены в короткий план региональной программки. А раз дискуссионный дом в соответственный список не заходит, то и нелегальное бездействие ФКР по проведению работ отсутствует. Также трибунал указал, что применение ответчиком средств фонда серьезного ремонта «повлекло бы нарушение требований законодательства об обеспечении денежной стойкости регионального оператора».
Апелляционный трибунал отменил вынесенное решение и удовлетворил исковые требования, обязав ФКР провести капремонт фасада с утеплением в срок до 01.10.2024.
Дефицитность средств и отсутствие дома в короткосрочной программке не высвобождают ФКР от обязанности провести капремонт МКД, собственники которого сформировывают фонд капремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, предусмотренные региональной программкой. Точно ФКР должен обеспечить его финансирование за счет всех, не нелегальных законом средств.
Утверждение короткосрочного плана реализации региональной программки капремонта на 2021 — 2023 гг. еще не значит, что список подлежащих ремонту домов утвержден финально. Переменами, вносимыми в решение правительства Республики Коми № 379, данный список многократно уточнялся.
Отсутствие решения ОСС о проведении капремонта фасада также ничего не меняет, оттого что, вопреки действующему законодательству, ФКР не представил собственникам предложение о сроках проведения, списке, объемах и цены работ.
Также, очередность капремонта «определяется на базе беспристрастных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответственных работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных частей представляет опасность для жизни либо здоровья людей, и не может быть поставлена в зависимость от решения общего собрания собственников».
3-ий верховный трибунал общей юрисдикции с этими выводами согласился, а жалобу ФКР оставил без ублажения (определение № 88 – 21988/2023).
Собственнику не удалось достигнуть от ФКР утепления фасада МКД
Обитатель Калининградской области (истец) не согласился с тем, что ФКР не организовал проведение теплотехнического расчета внешних стенок МКД на предмет сопротивления теплопередаче и не включил в состав работ по капремонту утепление фасада. Больше того, в ходе капремонта подрядчик демонтировал утепление фасада в районе квартиры истца, а в будущем ограничился только замазыванием трещинок и оштукатуриванием внешней стенки МКД.
Решить вопрос в органах местного самоуправления не удалось. Тогда истец заказал проведение теплотехнического расчета в спец организации. Согласно заключению спеца, внешние стенки МКД надо утеплить пенополистиролом шириной 50 мм.
Воодушевившись, истец приложил это заключение к досудебной претензии ФКР с запросом внести конфигурации в проектную документацию для проведения работ по термоизоляции фасада.
Из ответа ФКР следовало: «утепление фасада может происходить в объеме, нужном для восстановления начальных параметров ограждающих конструкций многоквартирных домов исключительно в местах, где стенка выполнена в один кирпич (наименее чем 380 мм), и Фонд не будет делать утепление стенок фасада дома, теплотехнический расчет не производился».
Суды 3-х инстанций отказали истцу в обязании ФКР произвести капремонт фасада МКД с утеплением (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 17050/2023).
При капремонте проводится только смена либо восстановление строй конструкций объекта или его частей, в том числе такая смена (восстановление) может совершенствовать характеристики конструкций и частей. Но МКД не был сначала утеплен. Частичное утепление фасада в границах квартиры истца выполнено им лично, без какой-нибудь разрешительной документации. Подтверждения того, что стенки дома промерзали как до капремонта, так и после его проведения, отсутствуют.
Также, на МКД есть некоторое количество строительных частей, отраженных в паспорте фасада. Утепление внешних стенок может нарушить наружный вид этих частей.Что в итоге: «делать работы, которые не предусмотрены паспортом фасада, в том числе утепление фасада, неприемлимо, а все произведенные на объекте работы должны быть выполнены по согласованной документации».