Аэропортов-миллионников в РФ прибыло: сейчас их 31. Было – 29. Планка тут – больше 1 миллиона пассажиров в год. В числе "новичков" по итогам 2023-го ее смогли побороть Саратов, Оренбург и Страшный.
© 0Российская Газета
А один из "старичков" – аэродром Архангельска – из перечня вылетел. Несколько месяцев он был закрыт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, износ которой составлял 90%. Зато сейчас новенькая ВПП дозволит аэропорту бесперебойно принимать среднемагистральные самолеты.
На данный момент топ-10 самых крупных аэропортов РФ смотрится так. Лидирует Шереметьево, где пассажиропоток составил 36,6 миллиона чел. Потом идут Пулково (Питер) – 20,4, Домодедово – 19,9, Внуково – 14,5, Сочи – 13, Толмачево (Новосибирск) – 9,1, Кольцово (Екатеринбург) – 7,4, столица Татарстана – 5,2, Уфа и Минеральные Воды – по 4,8.
Совершенно немного не дотянули до первой 10-ки Благовещенск, Елизово (Петропавловск-Камчатский) и Владикавказ, любой из которых обслужил выше 900 тыс. пассажиров.
По воззрению гендиректора ассоциации "Аэропорт" ГА Виктора Горбачева, развитие инфраструктуры аэропортов принесет пользу не только лишь штатской авиации, да и экономике в целом. Это позволяет разрабатывать новые месторождения, поддерживать отдаленные районы, завлекать туристов.
Всего до конца сегодняшнего года должны быть выполнены работы по модернизации 49 аэропортов – от Мурманска до Магадана. Запланированы возведение и перестройка 32 ВПП и 20 вспомогательных объектов. Специалисты отмечают: толика постоянных пассажирских рейсов меж регионами РФ без посадки в Столице в прошедшем году первый раз достигнула половины от полного количества внутренних авиатрасс.
Кстати, еще несколько годов назад звучали прогнозы: после пандемии в РФ резвее будет восстанавливаться точно внутренний рынок. Цель Евросоюза – к 2030 году обеспечить время в пути "от двери до двери" не больше 4 часов – для нас пока недостижима: у нас и расстояния больше, и плотность населения на порядок ниже, ужаснее условия для развития наземного высокоскоростного транспорта.
– И все же надо установить точные рамки – к примеру, обеспечить время в пути меж центрами регионов РФ не больше 24 часов, в границах хоть какого субъекта Федерации – не больше 12 часов, а меж хоть какими случайными малыми населенными пт на различных концах страны – не больше 36 часов, – гласил "РГ" главный директор НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского" врач технических наук Андрей Дутов. – Значимо, чтоб правительство гарантировало гражданам выполнение этих эталонов и было готово доплачивать перевозчикам точно за это.
На глаза как-то попало расписание движения самолетов из воронежского аэропорта 40-летней давности. График вылетов действовал с 1 июня 1975 года. Не легко поверить, какие большие способности имел тогда самый рядовой аэродром страны, который до распада СССР обслуживал выше 1 миллиона пассажиров в год. Самолеты из Воронежа летали практически в 100 городов! В Столицу раз в день – 23 рейса! В столица Украины – 10, в Ростов на дону – 7, в Сочи – 6, в Харьков – 3, в Симферополь – 2. 10-ки рейсов производились по местным воздушным линиям: в Эртиль – 6, в Калач – 5, в Голубые Липяги, Репьевку и Старенькую Ольшанку – по 2. И тоже каждый денек.
На начало 1990-х годов в наше стране действовало 1450 аэродромов. Осталось 233. Как в одном штате США – на Аляске. Разгромный удар по доброкачественному русскому наследству нанесла в личное время доверчивая вера в то, что в рыночных критериях можно все заботы страны об аэропортовой сети перекласть на сам рынок. Дескать, он сам решит, жить тому либо иному аэродрому/аэропорту либо нет. Метафорически говоря, копеечный подход стал основным в судьбе аэродромов и аэропортов, которым "не повезло".
Определенно, на данный момент положение, обстановка приметно поменялась. Пришло осознание, что точно развитие внутренних воздушных направлений дает импульс социально-экономическому преобразованию территорий и одобрительно оказывает влияние на создание новых рабочих мест. Это становится вероятным благодаря увеличению транспортной доступности регионов, их связанности, развитию внутреннего туризма, росту комфорта и безопасности пассажиров. Значимо, что происходит усовершенствование воздушного места: полеты меж регионами осуществляются впрямую, без транзита в Столице.
Нынче главный упор делается на реконструкцию действующих аэропортов. Возведение новых больших пока не ведется, зато обновление обхватывает и аэродромы, и строения аэровокзалов. Но в главном речь, естественно, идет о реконструкции ВПП. Как правило это делается или чтоб принимать новые типы воздушных судов (полосу делают обширнее и длиннее), или для подмены покрытия. А именно, в ноябре 2023 года закончилась перестройка полосы длиной больше 3 км в аэропорту Магнитогорска, где первый раз был использован особенный состав русского производства, увеличивающий срок эксплуатации аэродромных покрытий до 25 лет.
Самое масштабное развитие аэропортовой инфраструктуры идет на Далеком Востоке – в Якутии, Магаданской области, на Камчатке и Чукотке. Там, куда только самолетом можно долететь. В минтрансе отмечают: если турпоток на Далекий Восток возрастет, действующие аэропорты сумеют принять достаточное кол-во пассажиров. Но нужна перестройка аэровокзалов. Например, в Анадыре хорошая ВПП, а строение аэропорта устарело, надо возводить свежее. Новый аэровокзал нужен и в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть пять-шесть аэродромов местных воздушных линий, которые также надо развивать.
Меж тем
Только самолетом можно долететь
Примером заморочек с оснащением малых аэропортов стала недавняя положение, обстановка с Ан-24 "Полярных авиалиний", который летел из Якутска в Зырянку и сделал посадку на лед реки Колымы. К счастью, обошлось без пострадавших.
Ах так ответил это ЧП экс-замминистра штатской авиации СССР, уважаемый авиатор СССР Олег Смирнов:
"В поселке Зырянка я бывал не раз: там аэродром прямо на берегу Колымы. И грунтовая ВПП идет параллельно. Кстати, раньше климат был суровее, и особых проблем не было. А сейчас каждую весну полосу заливает, и аэропорт закрывается. Здание аэровокзала сегодня больше напоминает сарай. За последние 30 лет многие такие аэродромы исчезли. Но в той же Зырянке авиация – единственный путь сообщения местного населения с Большой землей. И 3 тыс. её жителей имеют конституционное право на свободное передвижение!"
Что все-таки до авиапроисшествия – здесь сошлись сейчас несколько причин: и погода, и зрительный фон один и тот же – заснеженная ВПП, заснеженная речка, слабенькое радиотехническое и световое обеспечение. Когда грунтовый аэропорт "катают", то он такового же белоснежного цвета, как если его не "катать". В таких критериях возможность ошибиться и принять поверхность замерзшей реки, где лед полуметра шириной, за ВПП, естественно, увеличивается. Но это вопрос обучения пилотов.