Верховный Суд РФ огласил решение по жалобе Государственного управления жилищно-имущественного комплекса Санкт-Петербурга (дело № А56-45663/2022, решение № 307-ЭС23-16472 от 16 января 2024 г.). Судейская коллегия постановила, что при рассмотрении заявления о смене органа управления жилищная инспекция должна провести проверку на наличие признаков недействительности решения совета и при наличии нарушений изменить реестр лицензий. Он отметил, что имеет право отказаться. Имеются основания, предусмотренные Порядком № 938/пр.
Обычно подается заявление о смене управляющей компании, но затем собственнику начинают поступать замечания о неучастии в собрании. Национальная комиссия по имуществу рассмотрела их и пришла к выводу, что имеются признаки того, что принятые решения не имели существенного значения из-за отсутствия кворума. Впоследствии в изменении реестра лицензий было отказано и подана апелляция.
Два суда встали на сторону Департамента жилищного строительства и инспекции недвижимости штата, но районный суд признал приказ департамента недействительным и заявил, что дело может быть передано в суд, если инспекция не соберет кворума.
ГЖИ действительно обратилось в суд, но в Верховный суд было подано только кассационное заявление, и Верховный суд РФ счел претензии надзорного органа заслуживающими внимания. Аргументы:
- отсутствие у Национальной комиссии по имуществу права самостоятельно устанавливать недействительность решений Генеральной ассамблеи не исключает наличия полномочий отказать в внесении изменений в лицензионный реестр по мотивам несоответствия заявлениям и разрешениям. Документ, устанавливающий требования, установленные пунктом 5 Порядка № 938/пр. Сюда входит ситуация, когда по результатам проверки выявлены признаки того, что такое решение является менее существенным;
- по прямому указанию пункта 5 процедуры № 938/пр, подпункта «д» пункта 9, Госжилкомитет не только имеет право, но и обязан проверить решение на наличие признаков несущественности. Их выявляют и отказываются вносить соответствующие изменения в реестр лицензий;
- В этом случае проверка не определяет юридическую судьбу решений общего собрания собственников, а лишь оценивает достоверность, полноту и соответствие закону набора полученных документов;
- Отказ от изменения лицензионного реестра не означает признания собственником помещения недействительности такого решения, и лицензиат может повторно подать заявление о внесении изменений в лицензионный реестр на основании: Не препятствует. Такое определение права собственности возможно при условии предоставления документов, опровергающих ранее выявленные признаки недействительности.
Верховный Суд Российской Федерации отменил решение районного суда и оставил в силе решение нижестоящего суда.
Аргументация самого Верховного Суда РФ следующая:
- При рассмотрении данного дела районный суд ссылался на позиции, выраженные в различных решениях Верховного Суда РФ по делам жилищной инспекции и ее полномочиям по проведению проверочных мероприятий в рамках государственного жилищного надзора. Суд просил признать недействительным решение, принятое общим собранием собственников многоквартирных домов (ст. 20 ч. 12 Жилищного кодекса РФ), в котором указано, что административным органам предоставлено право самостоятельно определять жилье такого нет. Каков юридический результат решения, принятого общим собранием собственников без обращения в суд.
При этом районный суд не учел, что субъект государственного жилищного надзора не соответствует лицензионным требованиям. - внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в соответствии с процедурой № 938/пр. Это значит, что при рассмотрении заявления исполнительная власть проверяет, в том числе, нет ли признаков недействительности решения Генеральной ассамблеи.
В ходе рассмотрения заявления Нацимущество выявило несущественные признаки, которые могли бы служить прямым основанием для отказа в изменении лицензионного реестра.
«В данном случае жилищная инспекция не решает юридическую судьбу решения общего собрания собственников многоквартирного дома, а проверит заявление и документы в соответствии с пунктом 6 процедуры № 938/пр». Постановление, представленное заявителем с соблюдением условий, предусмотренных подпунктами «а» — «д» пункта 5 пп».
суд также принял к сведению довод о том, что домашняя инспекция не провела направленную проверку и не запросила дополнительные материалы и сведения, тем самым не выполнив требования Приказа № 938/пр.
О подобном споре относительно того же ГЖИ я уже писал ранее. Жалоба также подана в Верховный суд РФ, и мы с нетерпением ждем развития второго эпизода.