Никита Мазепин проговорил о возросших шансах на возвращение в «Формулу-1» После решения суда о снятии ограничений ЕС автогонщик Никита Мазепин отдал интервью «спорт». Он сказал, каковы сейчас его шансы возвратиться в «Формулу-1», как нередко глядит гонки и почему иногда садится за руль вне трассы
Никита Мазепин является четвертым и на этот миг последним россиянином, принявшим роль в гонках «Формулы-1». До него стать главным пилотом «царских гонок» удалось Виталию Петрову, Даниилу Квяту и Сергею Сироткину.
После начала военной операции на Украине с Мазепиным порвала договор его команда Haas, сам же он попал под ограничения Евросоюза, Швейцарии и Англии. В марте 2024 года водитель достигнул в суде ЕС решения о снятии ограничений.
Возвратится ли Никита Мазепин в «Формулу-1»
— Европейский трибунал постановил отменить ограничения в отношении вас. Как шла борьба в суде?
— Процесс был очень долгим, но он был для меня очень важен. Я 18 лет работал, чтоб попасть в «Формулу-1». Готовился ко второму сезону. У нас были огромные ожидания от него. Но 9 марта [2022 года] были введены ограничения, которые не дозволили мне продолжить выступление в «Формуле-1». Я очень рад этому решению суда. в данный момент надо дождаться имплементации.
— В 2022 году вы подали в трибунал на свою бывшую команду Haаs и ее управляющего Гюнтера Штайнера. На каком шаге это дело на данный момент?
— Судебное разбирательство длится. И это дело никак не связано с решением суда ЕС. Дело уже подверглось рассмотрению в арбитраже. И мы ждем решения, которое, надеюсь, вскоре будет вынесено.
— Ваш кейс — исключение либо правило? Советуете другим россиянам продолжать борьбу?
— За свои права должен биться каждый вне зависимости от наружных событий. Если разумно рассуждать, то это не исключение из правил. Но статистика после 2000 года очень печальная. Так что наше дело является прецедентом.
Считаю, каждый атлет должен биться за свои права. И мой благотворительный фонд как раз помогает спортсменам на моем примере биться за свои права.
Дело Никиты Мазепина как прецедент
Правовед юридического бюро NSP Глеб Энергично в общении с РБК отметил, что «первый раз за всю историю суда ЕС при рассмотрении дел о снятии ограничений он применил обеспечительные меры, временно отменяющие часть ограничений в отношении заявителя». «Точно это имеет наибольшее значение для правоприменительной практики», — отметил Энергично.
Никита Мазепин
В то же время он проговорил, что, невзирая на значимость решения, вряд ли следует излагать о том, что точно дело Мазепина задаст тон для других «русских дел» о санкциях в суде ЕС. Но в нем был «чрезвычайно увлекательный прецедент», добавил правовед.
Из его слов, решение суда ЕС должно содействовать снятию ограничений Швейцарии, которая на сто процентов копирует европейские санкционные списки. Но к отмене ограничений, наложенных Великобританией, оно не приведет, так как у Лондона на сто процентов независящая санкционная политика.
— Ваш фонд существует с 2022 года. Каковы его итоги?
— Я доволен плодами. У нас больше 125 подопечных в фонде. Около 30 подопечных получили образование в МГУ, самом престижном институте страны, который является и моим родным университетом. Я до сего времени там учусь в аспирантуре. Так что итог неплохой.
— Каковы шансы возвратиться в «Формулу-1»?
— Естественно, после решения суда шансы резко возросли. Но возвратиться в «Формулу-1» не так легко. Туда трудно попасть, а возвратиться еще труднее. Но когда мы только начали судиться, в фуррор почти никто не веровал. Потому, как бы на данный момент глупо и забавно ни звучало, я верю, что мое возвращение в «Формулу-1» может-быть. Но для начала надо достигнуть имплементации решения суда.
Это не так легко, как кажется. У нас есть прошлогодний опыт, когда мы получили обеспечительные меры, и я был должен получить возможность заезда в страны ЕС для выступления. Но, к огорчению, мне дозволили въехать только по государственной визе в Италию на мед осмотр. И, естественно, после такового кейса было нелегко взаимодействовать с кем-либо из команд. Водитель нужен во всех странах присутствия «Формулы-1» либо других серий. А что если ты можешь въехать исключительно в Италию, то о чем может шагать речь.
На данный момент мы достигнули глобальной отмены ограничений. Я надеюсь, что решения об отмене ограничений не принудят себя длительно ожидать и у меня будут ровно такие же права на вход в страны ЕС, как у хоть какого другого гонщика.
— Власти ряда европейских государств отрешаются впускать жителей России для роли в соревнованиях, невзирая на разрешения интернациональных организаций и отсутствие ограничений. Не боитесь встретиться с подобными неуввязками?
— Ожидаю ли я каких-либо дополнительных проблем? Определенно. Жизнь всегда преподносит и положительные, и отрицательные сюрпризы. Но с каждый таким сюрпризом надо разбираться, как сообщается, case по case. Я понимаю, что будет сложно.
Есть большущее кол-во людей в «Формуле-1» и вне ее, которые соответственно понимают эту ситуацию и написали мне слова поддержки. Мне не так давно исполнилось 25 лет. Я считаю, что могу еще длительно выступать в спорте. Я на это настроен. Потому все трудности буду решать с прохладной головой и добиваться собственного, как я это делаю последние 2-а года.
Никита Мазепин
Европейский трибунал пару раз воспринимал решения по санкциям против Никиты Мазепина. 1 марта 2023-го он постановил, что ограничительные меры не касаются его проф деятельности как гонщика. Спортсмену дозволялось новости переговоры о работе пилотом «Формулы-1», а еще участвовать в шагах Гран-при, тестах, тренировках и свободных заездах на местности ЕС. В июле трибунал вынес временное решение о частичной отмене ограничений, а 22 августа присвоил делу Мазепина против Совета ЕС важнейший статус.
В марте 2024 года трибунал ЕС постановил снять ограничения с гонщика. В суде сочли, что семейные связи с предпринимателем Дмитрием Мазепиным сами по для себя служат недостающим основанием для наложения ограничений.
«Просмотр «Формулы-1» не вызывает положительных чувств»
— В этом сезоне планируете выступить в серии Ле-Ман либо ралли-рейдах?
— Все зависит о того, как мгновенно решение суда ЕС будет исполнено. Я надеюсь, выполнение не принудит себя длительно ожидать. Я всякий раз просыпаюсь и пробую отыскать в телефоне отличные анонсы.
У меня есть планы выступить в ралли-рейде «Шелковый путь» в сегодняшнем году. Путь будет шагать прямо до Китая. Он будет проходит через места, которые хоть какому туристу захотелось бы посетить.
Серия Ле-Ман мне увлекательна. Мне надо поддерживать накат. И если я получу возможность въезжать в страны ЕС, то непременно буду выступать.
Никита Мазепин
Оказавшись под санкциями, Мазепин продолжил участвовать в автогонках. В июле 2022 года стал победителем ралли-марафона «Шелковый путь» в общем зачете мотовездеходов. В 2023–2024 годах захватил титул вице-чемпиона Азиатской серии Ле-Ман.
После приостановки карьеры в «Формуле-1» Мазепин основал фонд We Compete As One для помощи спортсменам, отстраненным от интернациональных соревнований не по атлетичным причинам. О его разработке он объявил в июне 2022 года на Петербургском экономическом форуме.
— Как же «Дакар»?
— Как уже гласил, я 18 лет стремился к тому, чтоб выступать в «Формуле-1». Для меня выступления в гонке на стойкость и ралли-рейдах были только подменой.
Это не то, чего желает мое сердечко и что я на самом деле люблю. С 1-й стороны, это накат. С другой стороны, это отвлекает. Все же стиль и психология пилотирования на пересеченной местности и на асфальте, где гонки иногда продолжаются 24 часа, — это другой подход.
На данный момент на фоне положительных новостей я желал бы возвратиться туда, где машины движутся чуток резвее, а гонки чуток покороче. Но загадывать не приходится. Я буду рад присесть за руль в всякий серии, которая находится на высочайшем уровне.
Никита Мазепин
— Вы смотрите за «Формулой»?
— Глядеть «Формулу-1» в РФ стало достаточно проблематично. Потому гонки от начала и до конца издавна не смотрел. Я все же обожал «Формулу-1» не за зрелище, а за то, что это было призванием моей жизни.
Я очень неплохо в этом разбираюсь. И занимаюсь этим всю сознательную жизнь. И как я лишился способности выступать там, то естественным образом я поэтапно начал отдаляться от «Формулы-1».
И признаюсь правдиво, просмотры гонок у меня не вызывали положительных чувств. Я всех там знаю, я там был. Я понимаю, что я на данный момент сижу на стуле, но через 3-и с половиной часа на самолете я могу быть в месте проведения гонок. Но есть невидимая стенка, из-за которой я туда попасть не могу.
Потому в некий миг я гонки начал глядеть меньше, но все равно читал анонсы. А когда ограничения ЕС были продлены, у меня все надежды на возвращение почти пропали. Но, как сообщается, никогда не сдавайся. Совершенно нежданно для меня трибунал остановил ограничения. И я начал глядеть гонки снова.
Никита Мазепин
— Не 1-ый год проводятся гонки на электрокарах. Например, «Формула Е» очень популярна у производителей автомашин. Рассматриваете подобные серии?
— «Формула Е» на этот миг меня не завлекает. Меня завлекает серия «Экстрим» на электрокарах. Я считаю, что это превосходный мысль. Гонки проходят не только лишь в Европе, да и по всему миру по пересеченной местности. Так что я желал бы проехать один-два шага, быть может, и весь период. В данный момент я заряжен, нацелен и полон желания начать переговоры по возвращению в «Формулу-1». Так что, если правдиво, пока ни о чем больше не думаю.
Биография гонщика Никиты Мазепина
На данный момент Мазепину 25 лет. Он является отпрыском предпринимателя Дмитрия Мазепина.
- Гонками он начал заниматься в семилетнем возрасте. С 2011 по 2014 год он воспринимал роль в разных соревнованиях по картингу. В 2014 году в возрасте 15 лет дебютировал в чемпионате с открытыми колесами, приняв роль в шаге серии MRF Challenge Formula 2000 на трассе «Лусаил».
- Карьеру в серии «Формула» начал в 2016 году. Тогда он провел полный период в чемпионате Европы «Формулы-3» в составе команды HitechGP. В 2016 году Мазепин подписал договор с командой «Форс Индия» «Формулы-1», по которому стал пилотом по развитию. В 2017 году три раза подымался на подий и занял десятое место в личном зачете «Формулы-3».
- В 2018 году Мазепин перебежал в GP3. Уже в первом заезде в Барселоне занял 1-ое место, потом выиграл первую гонку на «Хунгароринге». За период 8-мь раз подымался на подий и стал серебряным призером чемпионата.
- С сезона 2019 года выступал в «Формуле-2». В 2020 году одержал две победы (еще в 1-й гонке лишился победы из-за штрафа), занял 5-ое место в чемпионате.
- В 2021 году Мазепин стал пилотом команды Haas «Формулы-1». В дебютном сезоне Мазепин и его партнер по команде Мик Шумахер выступали на неконкурентоспособных болидах эталона годовой давности. В конечном итоге они не смогли набрать очки в чемпионате, заняв конечное и предпоследнее места также.
Никита Мазепин
Почему Мазепин не любит водить машину
— На данный момент бум электрокаров: Tesla Model Y стал самым продаваемым в мире автомобилем. Для вас нравятся электрокары?
— За электрокарами будущее. Не уверен, что большая часть фанатов «Формулы-1», как и я, предпочли бы сменить моторы болидов на электронные. Но исходя из убеждений экологичного и экономного ежедневного пользования в мегаполисах надо отдавать предпочтение электрокарам. Это легко удобно.
— Как вскоре, по вашему воззрению, электрокары вытеснят автомашины на ДВС?
— От многих причин зависит. А именно, от действий властей. Например, во всех городках Англии вход в центр городка вскоре будет разрешен де-факто только электрокарам. Такие истории, определенно, ускоряют процесс.
Около Столицы есть поселки, где перемещение сервисных служб может-быть лишь на электрокарах. Потому почти все находится в зависимости от того, как нам свыше будут опускать конфигурации обычных паттернов поведения. Но я их на сто процентов поддерживаю.
— Многих интересует вопрос о возлюбленных марках машин автогонщиков. Какая марка возлюбленная у вас?
— Я не очень люблю ездить за рулем. Для меня перемещение за рулем было связано с огромным риском. Во-1-х, мы, гонщики, несем определенную ответственность за идеал поведения, который демонстрируем как проф водители. Во-2-х, утрата водительских прав на дороге ведет автоматом к потере лицензии гонщика, а для меня это утрата работы.
Невзирая на то что всю жизнь мне платили за то, чтоб ездить мгновенно, когда я садился за руль обыкновенной машины, конечное, что желал сделать, куда-то мгновенно отправиться. От этого я наслаждения не получал. И даже никогда не тюнинговал машины. И за последние 3-и года я почти не садился за руль.
Отвечая на ваш вопрос про возлюбленные автомашины. Исходя из убеждений комфорта для пассажира выигрывает Мерседес. А исходя из убеждений вождения, то какой юный паренек, атлет не любит спортивные автомобили?! Феррари — броский агент этого рода.
Никита Мазепин
— Вы основали благотворительный фонд, возглавляете отраслевую комиссию по развитию спортивной промышленности Ассоциации менеджеров РФ. В каких спортивных проектах еще задействованы?
— Я старался быть полезным, оказывать помощь другим чем только можно во время паузы в спортивной карьере. Есть ряд личных стартапов, которые я не желал бы афишировать, для начала они должны вырасти. Слава богу, у меня не плохое образование. Я продолжаю обучаться в аспирантуре. И естественно, когда я не могу заниматься делом собственной жизни, а точно гонками, охото применить свои познания на практике и заниматься делом, связанным со спортом.