В Кемеровской области суды пришли к решению, что нет.
Описание ситуации со стороны собственника-истца: управляющая организация выдает платежные документы только по заявке; это делает неблагоприятные условия для потребителя; человек испытывает ужас, волнение, беспокойство, другими словами ему причиняется нравственный ущерб, который можно оценить в 100000 руб..
Взор со стороны УО: её деяния соответствуют условиям контракта управления, согласно которому УО должна по заявке собственника вручать платежные документы, справки и другие документы, предусмотренные законодательством.
Суды вспомнили пункт 31 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О неких вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения…». В нём разъяснено, что оплата за ЖКУ вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электрической форме, размещенных в ГИС ЖКХ (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ); на потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа лишь на картонном носителе либо исключительно в электрическом виде.
Дальше суды указали, что действующее правовое регулирование допускает несколько методов уведомления собственника о размере платы за жилое помещение и потребленные коммунальные услуги. При всем этом обозначенные методы не являются исчерпающими и взаимно дополняют друг друга.
Таким образом, включение в контракт управления положений о том, что платежные документы выдаются по заявлению лица, конкретно не приводит к ухудшению положения потребителя в отношениях с управляющей организацией.
“Такое условие может быть предметом проверки в случае оспаривания договора управления в соответствующей части, однако само по себе не является ничтожным. Требований же об оспаривании договора управления в рамках настоящего спора заявлено не было”.
Также, суды учли информацию управляющей организации о том, что истец каждый месяц оплачивает ЖКУ наличными валютными средствами в кассу. Отсюда следовало, что истец “имеет достаточную осведомленность о размере причитающихся платежей, порядке и сроках их оплаты, т.е. не имеет каких-либо объективных препятствий к реализации своих правомочий собственника помещения и потребителя услуг”.
Вывод судов: “факт вручения платежных документов по заявке не приводит к нарушению прав потребителя и не создает предпосылку для возможности компенсации морального вреда” (определение Восьмого КСОЮ № 88 – 209/2024).